Таможенная арифметика
(Критическая ситуация в экспорте российских лесоматериалов)

С 2003 года и по настоящее время при таможенном оформлении и контроле в зоне ответственности Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) нарушается законодательство РФ при определении объемов деловых круглых лесоматериалов, которое заключается в незаконном требовании к экспортерам о включении коры в объем деловой древесины, фактически означающем увеличение вывозных таможенных пошлин и сборов на круглые лесоматериалы.

Поводом для массового нарушения федеральных законов и законодательства при таможенном оформлении и контроле в зоне действия СЗТУ послужило информационное письмо начальника Главного управления федеральных таможенных доходов генерал-лейтенанта таможенной службы Э.А. Сафарова от 17 января 2003 года № 06-11/1489 в адрес начальника СЗТУ генерал-полковника таможенной службы В.И. Вьюнова. Это письмо и послужило основанием для появления целого ряда указаний, писем СЗТУ и действий таможенных органов в Карелии.

Совершенно очевидно, что таможенные пошлины и их размер устанавливаются не внутренним письмом начальника главного управления, а постановлением Правительства РФ, методы (способы, правила, нормы и т.п.) определения количества товара, в данном случае деловых лесоматериалов, устанавливаются техническими регламентами, национальными стандартами, утверждаемыми соответствующим федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии. При этом никаких изменений в действующий порядок Правительством РФ не вносилось.

Госстандарт Российской Федерации подтвердил необоснованность требования таможенных органов об определении объема деловых лесоматериалов с корой и направил соответству-ющее письмо в ГТК РФ. Однако должной реакции от ГТК РФ дождаться так и не удалось.

То, что в России нет стандартов или иных нормативных документов по стандартизации, в которых были бы установлены методы измерения объема деловых лесоматериалов с корой, подтверждено всеми специалистами в этой области. Более того, вышеуказанное требование таможенных органов противоречит действующей в России системе учета лесоматериалов, которая применяется во всех сферах и отраслях народного хозяйства Российской Федерации: лесное хозяйство (например, при определении попенной платы при отпуске древесины на корню); лесоперерабатывающая промышленность (кора не входит в баланс древесины по предприятию); нормирование расхода сырья и материа-лов (кора в производстве не учитывается и выведена за баланс сырья и материалов); государственная статистика (деловая древесина учитывается на всех стадиях учета без коры); учет внешнеторговых сделок; тарифная политика (ставки, прейскуранты и т. п.); бухгалтерский и налоговый учет. Теперь 100 кубометров деловых лесоматериалов, заготовленных в России, за которые уплачена установленная Российским государством попенная плата, будут равны 100 кубометрам при поставке, например, на Кондопожский или Сегежский ЦБК, а при экспорте для таможенных платежей и сборов это уже будет 112 кубометров. Такая вот арифметика у таможенных специалистов. Перечень нарушений законодательства РФ и собственных документов таможни можно продолжать и дальше, причем эти нарушения происходят только в зоне СЗТУ, при этом не во всех таможнях и не на всех таможенных постах. Если экспортеры в Карелии уже полтора года платят завышенные пошлины и сборы, то в Вологде к этому приступили с 1 июля 2004 года, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области платили и платят без нарушений законов.

Многочисленные обращения экспортеров Карелии в СЗТУ и ГТК РФ не привели к прекращению таможенными органами вышеуказанного нарушения законодательства РФ.

Таможенные органы продолжили свои необоснованные действия в отношении экспортеров лесоматериалов. Здесь поводом стал выбранный ими способ внедрения требований к оформлению ГТД на лесоматериалы в приказе ГТК № 725 от 28 июня 2004 года. Среди этих требований выделим одно: указать номер ГОСТа, в соответствии с которыми определялись сортность и объем.

Фактически речь идет об обязательных требованиях Российской Федерации (в лице ГТК РФ) не только к российским экспортерам, но и к иностранным покупателям российской древесины. Ни у российских экспортеров, ни у Российского государства в целом нет никаких юридических или иных оснований в рамках имеющегося законодательства требовать от своих зарубежных партнеров определять объем лесоматериалов по российским ГОСТам, тем более их качество, не говоря уже о том, что это противоречит правилам ВТО и никак не будет способствовать вступлению страны во Всемирную торговую организацию.

Хотя данный приказ ГТК РФ вступил в силу с 19 октября 2004 года, уже до его появления таможенные органы региона требовали от экспортеров его выполнения в полном объеме. При реализации этого приказа таможенные органы {СЗТУ и подчиненные ему таможни) взяли на себя функцию определять, какие из действующих в России стандартов можно применять, а какие нельзя. Более того, таможенные органы решили присвоить себе право толковать и изменять сами стандарты, не очень-то видимо, понимая сущность вопроса (методов, способов, методик измерений и т.п.).

Все вышесказанное относится и к другим требованиям: описанию товаров в 31 графе ГТД для необработанных лесоматериалов с удаленной или неудаленной корой, заболонью, а также грубобрусованных или небрусованных. Но приказ ГТК № 725 от 28 июня 2004 года в части требований к описанию товаров в 31 графе ГТД противоречит федеральным законам и нормативным документам по стандартизации.

Для Северо-Западного региона России наиболее важной составляющей экспорта лесоматериалов является их экспорт в Финляндию. Учитывая это и понимая всю сложность данной проблемы, а также необходимость участия наших финских партнеров в этой работе, по соглашению между странами была образована рабочая российско-финляндская группа с участием всех заинтересованных сторон. В рамках работы этой группы планировался постепенный переход к согласованным документам, которые будут приняты в соответствии с установленным в России порядком. Рабочей группой уже проделана значительная часть работы, согласованы наиболее острые проблемы и подготовлены проекты соответствующих документов. Вместо помощи и ускорения этой работы таможенные органы приняли вышеуказанный приказ, что вызвало недоумение и справедливые возражения финской стороны, озабоченной возможным замедлением продвижения в развитии сотрудничества в лесном секторе Финляндии и России.

На недавнем российско-финляндском саммите в Хельсинки российские лесоэкспортеры просили Правительство РФ в самое ближайшее время разрешить эту проблему и обеспечить безусловное выполнение российских законов при экспорте лесоматериалов, что упрочит взаимовыгодное сотрудничество двух стран.

Хочется надеяться, что таможенные органы (на местах, СЗТУ, ГТК) смогут признать свои ошибки, отменить необоснованные указания и действовать в рамках законов России и на ее же благо.


Опубликована в газете "Лесная Карелия" №13 ноябрь 2004 г