ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЭКСПОРТОМ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ?

В конце мая 2006 года в силу вступило постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 158 “О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 830 и от 9 декабря 1999 г. № 1364 в отношении отдельных видов материалов необработанных”. Этим постановлением товарная позиция 4403 ТН ВЭД была детализирована путем дополнения ее рядом подсубпозиций, в которые включаются необработанные лесоматериалы отдельных хвойных и лиственных пород в зависимости от их диаметра и длины. Отношение к этому требованию таможенных органов и экспортеров оказалось противоположным. За разъяснениями мы обратились к генеральному директору экспертной организации “МБ-ЭКС” Лесные экспертизы” П.М. Мелетееву.

Постановление правительства Российской Федерации № 158 от 23 марта 2006 года предусматривает введение новой классификации необработанных лесоматериалов товарной позиции ТН ВЭД 4403 по группам диаметров и длин лесоматериалов, а также устанавливаются новые ставки ввозных и вывозных пошлин по ним.

Принятие данного постановления было обосновано следующими причинами.

  1. Древесина на внешний рынок поставляется многочисленными экспортерами по разовым контрактам. При этом занижаются реальные объемы, используются просроченные и подложные документы, нарушаются нормы загрузки железнодорожных вагонов.
  2. Древесина поставляется на внешний рынок по заниженным ценам. Средние экспортные цены на круглые лесоматериалы по Северо-Западу составляют 47-50 евро за кубометр, в то время как на внутренних рынках Финляндии и Швеции цены на них составляют 80-90 евро за кубометр.
  3. В немалой степени работу российских таможен осложнял следующий важный момент - запутанная система классификации лесоматериалов.
  4. Отсутствовала статистика по объемам экспорта по сортиментам.
  5. Действующим таможенным законодательством предусмотрено использование периодического временного декларирования в уведомительном режиме. Однако, осуществлять контроль за экспортом не позволяет отсутствие документа о порядке его проведения.


Проанализируем вышеперечисленные обоснования введения новой классификации и ставок вывозных пошлин

  1. Совершенно ясно, что, введенная постановлением правительства РФ, классификация лесоматериалов по группам диаметров и длинам, не может устранить нарушения нормы загрузки железнодорожных вагонов, не может решить проблему занижения объемов или повлиять каким-то образом на количество экспортеров или использование подложных документов.
  2. Действительно проблема занижения стоимости при экспорте древесины существует. Однако, указанное различие в экспортных ценах и ценах на внутреннем рынке Финляндии и Швеции, не имеют к проблеме занижения стоимости никакого отношения, так как в данном случае оно обусловлено различием условий формирования цен на лесоматериалы.
  3. Оценка отраслевой системы классификации лесоматериалов как запутанной, является ошибочной. Действующая отраслевая система классификации лесоматериалов зафиксирована в общероссийском классификаторе продукции, имеет связь с действующими национальными стандартами на лесоматериалы и проверена на практике, но основным достоинством этой системы является ее простота.
  4. Классификация лесоматериалов, введенная постановлением правительства РФ, предусматривает разделение по группам диаметров и длинам, а не по сортиментам. Поэтому никаких новых статистических данных об экспорте по сортиментам появиться не может.
  5. Совершенно ясно, что введение новой классификации и ставок вывозных пошлин никак не может заменить необходимого документа о порядке проведения контроля при периодическом временном декларировании.


Таким образом, все вышеперечисленные причины не могут быть приняты в качестве обоснования для принятия рассматриваемого постановления правительства РФ № 158 от 23 марта 2006 года.

Также в связи с выходом данного постановления правительства РФ встал вопрос о необходимости загрузки в одно транспортное средство лесоматериалов, классифицируемых в одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России. Выполнение этого требования означает введение специальных дополнительных операций по сортировке круглых лесоматериалов, их раздельной штабелевке и погрузке в транспортное средство по отдельным однородным штабелям. При этом такие операции выполняются исключительно для таможенных целей, хотя таможенным законодательством РФ (ст. 121 и ст. 132 Таможенного Кодекса РФ) необходимость загрузки в одно транспортное средство лесоматериалов, классифицируемых в одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, не установлена.

Несмотря на это, на местах таможенные органы продолжают требовать загрузки в одно транспортное средство лесоматериалов, классифицируемых в одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России. При этом ошибочно ссылаются на национальный стандарт ГОСТ 2292-88 “Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы и измерения и приемка», так как в действительности ГОСТ 2298-88 не предусмотрена сортировка лесоматериалов по группам диаметров. Стандарт определяет требование сортировать лесоматериалы по сортиментам, что при поставках лесоматериалов всегда выполнялась и выполняется.

Также следует отметить, что предоставленное таможенным органам право требовать от уполномоченного лица принять меры по разделению партии лесоматериалов должно применяться в рамках системы управления рисками. То есть, обязательной сортировки круглых лесоматериалов не требуется, а ее проведение не позволяет избежать экспортерам материальных затрат, которые могут возникнуть у них в процессе таможенного контроля товаров.

Кроме того, следует обратить внимание еще на три  момента, касающиеся новой классификации необработанных лесоматериалов товарной позиции ТН ВЭД 4403 по группам диаметров и длин лесоматериалов.

  1. Классификация лесоматериалов товарной позиции ТН ВЭД 4403 по группам диаметров, предусмотренная постановлением правительства Российской Федерации        № 158 от 23 марта 2006 года, не соответствует разделению лесоматериалов по группам диаметров, принятым в отрасли и закрепленных в национальных стандартах на лесоматериалы (ГОСТ 9462-88, ГОСТ 9463-88, ГОСТ 2292-88). Она также не соответствует значениям толщины для основных сортиментов (например, стандартное значение толщины пиловочных бревен 14 см и более, а значение установленное классификацией ТН ВЭД не менее 15 см).
  2. Установленное значение диаметра 15 см для разделения групп не соответствует правилам округления результатов измерений лесоматериалов, установленных национальным стандартом ГОСТ 2292-88 “Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы и измерения и приемка» (п. 4.3.3.).
  3. Термины, использованные при классификации лесоматериалов товарной позиции ТН ВЭД 4403, не соответствуют терминам, принятым в отрасли (применен термин диаметр вместо термина толщина лесоматериала).


Каковы же итоги и результаты работы по контролю за экспортом лесоматериалов? Как и что улучшилось в этой сфере через полгода работы по данному постановлению правительства РФ?

Постановление правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 158 “О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 830 и от 9 декабря 1999 г. № 1364 в отношении отдельных видов материалов необработанных” не решило и не решает ни одной из целей, которые декларировались для обоснования его принятии.

Более того, его реализация не только снизила эффективность экспорта лесоматериалов, но и фактически привела к окончательной потере таможенного контроля за экспортом древесины.

Эти выводы были подтверждены на парламентских слушаниях по проблемам лесопромышленной отрасли, которые прошли 20 ноября 2006 года в Совете Федерации. В рекомендации, принятой по итогам слушаний, указано на неудовлетворительное состояние контроля за экспортом древесины.

Опубликована в журнале "Лесной эксперт"