ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЭКСПОРТОМ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ?
В конце мая 2006 года в силу вступило постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 158 “О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 830 и от 9 декабря 1999 г. № 1364 в отношении отдельных видов материалов необработанных”. Этим постановлением товарная позиция 4403 ТН ВЭД была детализирована путем дополнения ее рядом подсубпозиций, в которые включаются необработанные лесоматериалы отдельных хвойных и лиственных пород в зависимости от их диаметра и длины. Отношение к этому требованию таможенных органов и экспортеров оказалось противоположным. За разъяснениями мы обратились к генеральному директору экспертной организации “МБ-ЭКС” Лесные экспертизы” П.М. Мелетееву.
Постановление правительства Российской Федерации № 158 от 23 марта 2006 года предусматривает введение новой классификации необработанных лесоматериалов товарной позиции ТН ВЭД 4403 по группам диаметров и длин лесоматериалов, а также устанавливаются новые ставки ввозных и вывозных пошлин по ним.
Принятие данного постановления было обосновано следующими причинами.
Проанализируем вышеперечисленные обоснования введения новой классификации и ставок вывозных пошлин
Таким образом, все вышеперечисленные причины не могут быть приняты в качестве обоснования для принятия рассматриваемого постановления правительства РФ № 158 от 23 марта 2006 года.
Также в связи с выходом данного постановления правительства РФ встал вопрос о необходимости загрузки в одно транспортное средство лесоматериалов, классифицируемых в одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России. Выполнение этого требования означает введение специальных дополнительных операций по сортировке круглых лесоматериалов, их раздельной штабелевке и погрузке в транспортное средство по отдельным однородным штабелям. При этом такие операции выполняются исключительно для таможенных целей, хотя таможенным законодательством РФ (ст. 121 и ст. 132 Таможенного Кодекса РФ) необходимость загрузки в одно транспортное средство лесоматериалов, классифицируемых в одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, не установлена.
Несмотря на это, на местах таможенные органы продолжают требовать загрузки в одно транспортное средство лесоматериалов, классифицируемых в одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России. При этом ошибочно ссылаются на национальный стандарт ГОСТ 2292-88 “Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы и измерения и приемка», так как в действительности ГОСТ 2298-88 не предусмотрена сортировка лесоматериалов по группам диаметров. Стандарт определяет требование сортировать лесоматериалы по сортиментам, что при поставках лесоматериалов всегда выполнялась и выполняется.
Также следует отметить, что предоставленное таможенным органам право требовать от уполномоченного лица принять меры по разделению партии лесоматериалов должно применяться в рамках системы управления рисками. То есть, обязательной сортировки круглых лесоматериалов не требуется, а ее проведение не позволяет избежать экспортерам материальных затрат, которые могут возникнуть у них в процессе таможенного контроля товаров.
Кроме того, следует обратить внимание еще на три момента, касающиеся новой классификации необработанных лесоматериалов товарной позиции ТН ВЭД 4403 по группам диаметров и длин лесоматериалов.
Каковы же итоги и результаты работы по контролю за экспортом лесоматериалов? Как и что улучшилось в этой сфере через полгода работы по данному постановлению правительства РФ?
Постановление правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 158 “О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 830 и от 9 декабря 1999 г. № 1364 в отношении отдельных видов материалов необработанных” не решило и не решает ни одной из целей, которые декларировались для обоснования его принятии.
Более того, его реализация не только снизила эффективность экспорта лесоматериалов, но и фактически привела к окончательной потере таможенного контроля за экспортом древесины.
Эти выводы были подтверждены на парламентских слушаниях по проблемам лесопромышленной отрасли, которые прошли 20 ноября 2006 года в Совете Федерации. В рекомендации, принятой по итогам слушаний, указано на неудовлетворительное состояние контроля за экспортом древесины.
Опубликована в журнале "Лесной эксперт"