Шведский секретариат по кислотным осадкам.

Карельский республиканский Совет
Всероссийского общества охраны природы


Договор "Сотрудничество"
2003 год

Охрана атмосферного воздуха.
Санитарно-защитные зоны промышленных предприятий:
правовой статус, нормирование, контроль, отчетность.


Координатор проекта: Карельский республиканский Совет Всероссийского общества охраны природы

Соисполнители: Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелии, Госсанэпиднадзор Главные инженера промышленных предприятий республики

Место проведения: Республика Карелия

Сроки проведения: февраль-май 2003 года (либо февраль-декабрь 2003 года)

Цель: Обеспечение управления за нормированием и контролем санитарно защитных зон промышленных предприятий в Республике Карелия в реализации нового Федерального закона «Об охране окружающей среды», 2001 год на основе консолидированных требований природоохранных служб, с целью снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Основные понятия:
     Санитарно-защитная зона (в дальнейшем СЗЗ) - территория между границами промплощадки и территории жилой застройки.
     Предприятие - объект хозяйственной деятельности, связанный с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, которые осуществляются с использованием процессов, оборудования и технологии, являющимися источником воздействия на среду обитания и здоровья человека, на загрязнение атмосферного воздуха.
     Территория предприятия - территория, оформленная в установленном порядке собственником предприятия для осуществления хозяйственной деятельности.
     Границы СЗЗ - линия, ограничивающая территорию или максимальное из плановых проекций пространство, за пределами которых нормируемые факторы воздействия не превышают установления гигиенического норматива.

Сведения:
     Происшедшие политико-экономические преобразования в России, в том числе земельных отношений, повлияли на изменения традиционной тактики градостроительных решений, в частности по отношению к установлению величины санитарно-защитной зоны для промышленных и коммунальных предприятий. С одной стороны, дорогие городские земли, находящиеся в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, характеризуются высокой обеспеченностью инженерными коммуникациями, развитой инфраструктурой, а с другой стороны, высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, растительности различными химическими соединениями. В условиях сложившейся застройки городов все более остро в гигиеническом и экологическом плане становится проблема обеспечения нормируемой величины санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1031-01 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и градостроительного законодательства РФ.
     Проблема обеспечения нормативных санитарных разрывов от предприятий (I - V класса опасности) разных видов промышленности, коммунального и сельского хозяйства одинаково остра как в больших, так и в малых городах, поселках Республики Карелия. В соответствии с действующим санитарным законодательством СЗЗ промпредприятий и иных объектов устанавливаются в зависимости от отраслевой принадлежности, характера и мощности производства по совокупности всех видов техногенных воздействий (химических и физических факторов) объекта на окружающую среду и здоровье населения. При этом не всегда в должной степени учитываются:
  • размещение (наличие) на территории предприятия объектов хранения особо опасных веществ (взрывчатых веществ, аммиака, хлора, совтола и др.), их количество;
  • выброс и фактическое распространение в окружающей среде веществ, обладающими "навязчивым" запахом (парфюмерные, кондитерские, табачные фабрики, канализационные очистные сооружения и др.) и сельско-хозяйственные предприятия (птицефабрики и животноводческие фермы), автотранспорт;
  • отдельные виды производств, предприятий и объектов.
     Ухудшение качества среды обитания населения также связано со структурными изменениями в экономике, с размещением и развитием, в т.ч. не всегда в соответствии с действующим санитарно-гигиеническим и экологическим законодательством РФ, предприятий малого бизнеса на арендуемых территориях. Так, например, на территориях коммунально-складских зон и в СЗЗ крупных машиностроительных, металлургических и иных предприятий располагаются пищевые предприятия (цеха) малого бизнеса.
     В настоящее время в большинстве городов в санитарно-защитных зонах предприятий с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха проживает значительное количество населения, расположены предприятия пищевой промышленности, образовательные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, спортивные сооружения, коллективные сады, садово-огородные участки. Организация санитарно-защитной зоны и вывод из нее населения проводится крайне медленно, или вообще не ведется.
     Опыт выполнения работ по организации СЗЗ промышленных предприятий позволяет предложить следующую поэтапную программу выполнения работ:
  1. Анализ функционального использования территории в районе расположения предприятия, прилегающей застройки; в том числе:
    • функционального зонирования территории в соответствии с генеральным планом населенного пункта и/или района (соотношение и взаиморасположение промышленной и селитебной зон);
    • объема и состояния жилого фонда, расположенного в пределах нормативной и расчетной СЗЗ предприятия;
    • территорий и объектов с нормативно определенными повышенными требованиями к качеству окружающей среды;
    • характеристика предприятий, расположенных в СЗЗ и зоне влияния исследуемого предприятия;
    • климатическая и метеорологическая характеристики местности, характеристика форм рельефа;
    • генерального плана промпредприятия и др.
  2. Характеристика технологического процесса на основе "первичной" технической документации (ТР) с целью уточнения перечня токсических веществ, используемых и образующихся в технологическом процессе (на существующее положение и на перспективу развития предприятия).
  3. Расчет максимальных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от исследуемого предприятия с учетом вкладов выбросов одноименных веществ промпредприятий, расположенных на исследуемой территории, на основе имеющихся декларированных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и нормативов ПДВ. Выделение расчетным методом непосредственного вклада исследуемого предприятия с использованием программных продуктов системы расчетного мониторинга состояния атмосферного воздуха, а также уровней воздействия физических факторов. Построение нормативных СЗЗ по всем факторам.
  4. Разработка и обоснование природоохранных мероприятий (технических и технологических) по предотвращению и снижению негативного воздействия деятельности предприятия на среду обитания населения, в том числе изменение технологических процессов, замену и/или модернизацию оборудования с внедрением передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений (включая реконструкцию или перепрофилирование производств);
  5. расчет максимальных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от исследуемого предприятия на перспективу его развития и прогнозную оценку уровней загрязнения среды обитания после внедрения природоохранных мероприятий.
  6. Характеристика экспозиции вредных веществ и оценка риска для здоровья населения, проживающего в районе размещения исследуемого предприятия, в связи с воздействием приоритетных загрязнителей на существующее положение и с учетом перспективы развития предприятия и внедрения природоохранных мероприятий.
  7. Разработка мероприятий по:
    • реорганизации и благоустройству СЗЗ, в т.ч. предложения по выводу детских и лечебных учреждений из СЗЗ;
    • перепрофилированию производств, отдельных цехов, участков под менее вредную с гигиенической точки зрения или безвредную и малоотходную технологию.
  8.      Капитальные жилые и общественные здания могут быть переоборудованы для использования их под объекты служебного или хозяйственного назначения (склады, офисы, торговые и выставочные помещения и др.). Должны быть предложены мероприятия по профилактике и реабилитации здоровья населения, проживающего в СЗЗ и зоне негативного влияния предприятия, в том числе включающие реализацию механизмов возмещения ущерба и страхования ответственности от вреда, причиняемого здоровью и жизни и др.
  9. 8. Разработка и реализация проекта организации СЗЗ, включающего:
    • мероприятия по благоустройству и озеленению СЗЗ;
    • предложения по функциональному, строительному, ландшафтному зонированию и планировочной организации территории;
    • расчет затрат по организации СЗЗ с включением в них стоимости озеленения и благоустройства, а также затрат, связанных с изъятием земель под организацию СЗЗ и выносом жилья, детских, лечебных и прочих учреждений;
    • программу и очередность выполнения работ.
     Организация санитарно-защитных зон промышленных предприятий, особенно, в городах с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой не может рассматриваться в отрыве от всего комплекса мер и действий, реализуемых как на территориях муниципальных образований (включая градостроительные планировочные решения) так и на самом предприятии (обеспечение безопасных условий труда, профилактика профессиональных заболеваний и др.).
     Оценка эффективности всего комплекса предлагаемых мероприятий может и должна проводиться на основе методологии управления рисками, в частности, с использованием методов оценки "затраты-выгоды" и "затраты-эффективность". Под "затратами" понимается сумма средств (капитальные и текущие затраты), предусмотренных для реализации мероприятий по всему жизненному циклу, под выгодами понимается снижение ущерба здоровью и жизни в денежном выражении после реализации мероприятия, а под "эффективностью" - снижение риска заболеваемости и смертности населения, проживающего в зоне влияния предприятия.
     Если в санитарно-защитные зоны входят земли иных землепользователей, то нормативы налога с них снижаются пропорционально ограничениям, вводимым санитарно-защитными зонами, и экологическому ущербу, наносимому предприятиями. Снижение нормативов налога должно компенсироваться теми предприятиями, вокруг которых располагаются санитарно-защитные зоны.

Литература:
  1. Закон об охране атмосферного воздуха. (?)
  2. Закон об охране окружающей среды. (?)
  3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". - М.: Минздрав РФ, 2001.
  4. В.Б.Гурвич, С.В.Кузьмин, Э.Г.Плотко, М.В.Винокурова, С.Г.Ткаченко, М.В. Винокуров, С.А.Воронин, С.В.Ярушин, Л.И.Привалова ФГУ Центр госсанэпиднадзора в Свердловской области, ФГУН Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий МЗ РФ, Уральский государственный лесотехнический университет, АНО Уральский региональный центр экологической эпидемиологии http://www.ocsen.ru/publications/nauka/nauka80/doc7.html
  5. Постановление №04-10 от 25.09.98 г. по г.Ульяновску "О внедрении санитарных правил и норм на территории г.Ульяновска" (Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г.Ульяновске). http://www.nva.mv.ru/Dokument3.htm
  6. Распоряжение №386-р от 16.08.2002 г. "Об осуществлении обязательной экологической сертификации" Министерство природных ресурсов Российской Федерации. http://www.mnr.gov.ru
План
  1. Командировки на предприятия Республики Карелия с целью оценки существующих и проектируемых СЗЗ. Февраль-Апрель.
  2. Проведение республиканской конференции "Организация и нормирование санитарно-защитных зон" для главных инженеров промышленных предприятий. 26-27 Апреля.
  3. Издание специального выпуска Карельской экологической газеты "Зеленый лист" по проблемам санитарно-защитных зон. Февраль-Апрель.
  4. Подготовка решения конференции (правила и нормирования СЗЗ). Апрель.
  5. Подготовка и опубликование материалов на веб-сайте ВООП. Февраль-Май.